|
||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Главная
| Добавить
в избранное| Поиск | Интерактивный
калькулятор | Таблица
Менделеева | |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Спиноза голландский философ (1632 - 1677) Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель. Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал. Бог, или субстанция, или природа (Deus sive substantia sive natura). В философии же мы ясно сознаем, что атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла. Вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены. Во мне... треволнения не возбуждают ни смеха, ни даже слез, но побуждают меня к философствованию и к более обстоятельному наблюдению над человеческой природой. Всякое определение есть ограничение. Для человека нет ничего полезнее человека. Дух вечен, так как он воспринимает вещи в форме вечности. Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием. И не перестанут люди спрашивать о причинах причин до тех пор, пока вы не прибегнете к воле бога, т.е. к asylum ignorantiae (прибежище невежества, прибежищу незнания). Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины. Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи. Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве. Люди не извиняемы перед лицом бога только по той причине, что они находятся во власти самого бога, подобно тому как глина находится во власти горшечника, который из одной и той же массы делает различные сосуды - одни для почетного, другие для низкого употребления. Люди не творятся из ничего, а только порождаются, и ... тела их существовали уже раньше, хотя и в другой форме. Мы деятельны, лишь поскольку мы познаём. Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе. Наказание нечестивцев так же предопределено божественным решением, как заложено богом в нас истребление ядовитых змей, которые тоже грешат по своей природе и не могут иначе. Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать! Невежество не есть аргумент. Немало разницы между удовольствием, которым увлекается, например, пьяница, и удовольствием, которым обладает философ... Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные. Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти. Понимание - начало согласия. Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Представьте себе, пожалуйста, что камень, продолжая свое движение, мыслит и сознаёт, что он изо всех сил стремится не прекращать этого движения. Этот камень, так как он сознаёт только свое собственное стремление и так как он отнюдь не не индифферентен, будет думать, что он в высшей степени свободен и продолжает движение не по какой иной причине, кроме той, что он этого желает. Такова же та человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся и которая состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не знают причин, коими они детерминируются. Природа и боги сумасбродствуют не мене людей. Смотри на всё с точки зрения вечности. Страх возникает вследствие бессилия духа. То, что знает бог, так же мало походит на то, что знает человек, как созвездие Пса - на лающее животное, и, может быть, еще меньше. Тот, кто хочет всё регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их... Философ спрашивает не о том, что бог может сделать в своем всемогуществе, но он судит о природе вещей по законам, которые бог им дал; поэтому он считает прочным и незыблемым то, что он может вывести из этих законов как прочное и незыблемое. Философы смотрят на... аффекты как на пороки, в которые люди впадают но своей вино. Поэтому они имеют обыкновение высмеивать их, порицать или клясть (последним занимаются те, кто не прочь надеть личину святости) . Превознося, таким образом, на все лады ту человеческую природу, которой нигде пет, и позоря ту, которая существует на самом деле, они убеждены, что предаются самому возвышенному делу и достигают вершины мудрости. Ибо людей они берут но такими, каковы те суть, а какими они хотели бы их видеть. Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни. Человеческие поступки и стремления я рассматриваю точно так, как если бы речь шла о линиях, поверхностях и телах. Чтобы я знал, что знаю, я но необходимости должен сначала знать. Я вовсе не претендую на то, что открыл наилучшую философию, но я знаю, что постигаю истинную. Если же меня спросят: каким образом я знаю это? - то я отвечу: таким же образом, каким мы знаем, что три угла треугольника равняются двум прямым.
|
|
Главная | Добавить
в избранное| Поиск | Интерактивный
калькулятор | Таблица Менделеева
|
Webmaster: Alexander Kitayev Web-programming: Dr. Alexander Yu. Kobzov Html-верстка: Plaskeeva Katerina